top of page

Our
Projects

Список проектов:

Бермет Борубаева, Оксана Капишникова, Аймээрим Турсалиева No textile waste
Эрмек Жениш @bucks_coffe_stories Стаканчики ждут ветер перемен – Привычка не выбрасывать
Алтын Капалова и Чолпон Аламанова Сверкающая гора

сТо Лен Сан ТВ

сТо Лен Серия ремиксов на архивные плакаты на тему санпросвета и гигиены

Глюкля Наталья Першина-Якиманская Санаторий для швей

Антон Польский (Мейк) Настольная игра «Загрязнение Бишкека»

Гамал Соронкулов, Суйдумбек Калмурзаев, Владислав Ушаков & Искендер Алиев Кристальная история

Мишико Сулакаури Черная метка

Сауле Сулейманова One Steppe Forward 

Диана Ухина Экология сознания: Апсайклинг, Публичная программа 10-19 октября, 2023

Выставка в Галерее «Дубовый парк», ул. Пушкина, 78а

Выставка — это часть фестиваля «Осмысляя историю загрязнений — АРТ ПРОСПЕКТ & ТРЭШ-5» в Бишкеке. На ней будут представлены работы художников, которые  поделятся историями о загрязнении в своем регионе.

Снимок экрана 2023-09-20 в 18.09.48.png

Бермет Борубаева, Оксана Капишникова, Аймээрим Турсалиева (Кыргызстан)
No textile waste
Инсталляция, презентация исследования, посвященного текстильным отходам

Для демонстрации альтернативных методов переработки кураторы совместно со швеями из Алтын-Казыка разработают и произведут игрушки и дизайн-объекты из текстильных отходов, а в дальнейшем создадут женский кооператив для организации производства. Дизайн кукол будет основан на персонажах сказок об Алтын, Калысе и других. Каждая игрушка будет дополнена печатной мини-книгой в виде этикетки с короткими историями о Книге. 

Исследование будет представлено в супермаркете "Дордой-плаза" параллельно с мастер-классами по апсайклингу с участием известных киргизских дизайнеров.

Исследовательницы: Бермет Борубаева, Оксана Капишникова, Аймээрим Турсалиева при поддержке Салтанат Калбаевой

Координатор: Ирина Агафонова

Исследование выполнено в рамках проекта «Эко-Эхо» Общественного Фонда «Культурный центр Кудук» при поддержке Французского Альянса в Бишкеке и филиала Гёте-Института в Казахстане.

Игрушки из переработанного мусора разработаны в рамках проекта «Библиотека спасенных книг» при финансовой поддержке посольства Швейцарии в Кыргызстане.

WhatsApp Image 2023-02-23 at 05.28.27.jpeg

Эрмек Жениш @bucks_coffe_stories (Кыргызстан)
Стаканчики ждут ветер перемен – Привычка не выбрасывать

Стаканчики ждут ветер перемен,

 который унесет их вверх,

 где есть стаканчиковый рай,

 и где не мусорят вокруг,

 и где всегда светло,

 и где не ждут других,

 что кто-то незаметный уберет за тех,

 кто ждет всегда других,

 привычку заставлять убрать,

 свой мусор навсегда

 Стаканчики всегда идут наверх…

 

Эрмек Жениш на протяжении нескольких лет ведет в своем инстаграме @BUCKS_COFFEE_STORIES скетч-дневники о жизни (пластикового?) стаканчика для кофе, который очень любит природу и вдруг обнаружил что сам является одной из причин ее загрязнения. Пластиковая посуда появилась 100 лет назад как панацея от заражений, вызванных грязной посудой в заведениях общественного питания. Но к концу прошлого века одноразовая пластиковая посуда стала считаться одной из причин катастрофического разрушения окружающей среды. Данный проект направлен на исследование проблемы отходов в виде одноразовых предметов и предлагает простые решения – например, многоразовые стаканчики для кофе.

 

Эрмек Жениш – независимый художник и фотограф из Бишкека принимал участие в региональных и международных художественных проектах, в том числе 

 в проекте «Метробиш»; автор инсталляции и видео «Отблеск осени», участник фестиваля «Trash 3: искусство + экология» и 53-ей Венецианской биеннале (павильон Средней Азии)

 

На открытии всем, кто придет со своей чашкой, предложат кофе, тем же, кто чашку с собой не принесет, придется оплатить реальную стоимость одноразового стаканчика. 

Благодарим сооснователя и местную команду за поддержку наших инициатив и действий.

Снимок экрана 2023-09-20 в 17.47.51.png

Алтын Капалова и Чолпон Аламанова (Кыргызстан)
Сверкающая гора
Книга сказок, иллюстрации

В книге для детей "Сверкающая гора" рассказывается о приключениях школьников из сказочной Маленькой страны, где люди живут в гармонии с природой и друг с другом. Однажды они обнаруживают рядом с домом гору мусора и начинают исследовать мусорный мир. В повести обсуждаются проблемы отходов и экологии, особое внимание уделяется историям жизни жителей поселений Алтын-Казык и Калыс-Ордо рядом с полигоном. Книга рассказывает реальную историю отходов в Бишкеке через главных героев - школьницу Алтын и школьника Калыса - и учит многим практическим и полезным вещам, в том числе учит семью и друзей сортировать мусор. Иллюстрации из книги будут представлены на выставке, а сказки оживут в звуковой инсталляции, где звучат голоса кыргызских актрис.

Автор текста: Алтын Капалова 

Иллюстрации: Чолпон Аламанова 

Звук:  Идирис кызы Динара-Алтын, Карагулов Арген, Таалайбек кызы Анара, Касеинов Жылдызбек, Айнура Качкынбек кыз (рассказчик)

Дизайн и макет: Диана Ухина 

Идея и производство Аймээрим Турсалиева и Бермет Борубаева 

Сверкающая гора цвет_выгон печать.jpg

сТо Лен (США)
Серия ремиксов на архивные плакаты на тему санпросвета и гигиены
Шелкография, мраморная бумага, 2022-23

В период с 2021 по 2023 год междисциплинарный художник сТо Лен находился в резиденции при нью-йоркском Департаменте санитарного надзора, создавая произведения в жанре паблик-арт. Во время пребывания в резиденции Лен начал работу над арт-проектом Office of In Visibility, призванный рассказать о невидимом труде санитарных служб и важнейшей роли, которую они играют в жизни ньюйоркцев. Он использовал проект как платформу для исследования и реконтекстуализации архивных материалов департамента – от кино и видеоматериалов до гравюры и фотографии. Лен возродил старую мастерскую шелкотрафаретной печати Департамента санитарного надзора в Квинсе, штат Нью-Йорк, где хранились напечатанные вручную уличные вывески и плакаты 1960-х годов. Используя старое оборудование и эскизы, Лен создал серию монотипий, в которых переработал старые лозунги и символы санитарной службы, используя собственную технику марморирования для создания этой серии. Эти смелые, беспорядочные и психоделические переработки оригиналов содержат послания, сохраняющие актуальность и говорящие о насущных проблемах, связанных с гигиеной и санитарией, загрязнениями, изменением климата.

Снимок экрана 2023-09-20 в 18.09.39.png

сТо Лен (США) 
Сан ТВ

Коллаж из архивных видео, 2023

В той же самой мастерской при Департаменте санитарного надзора сТо Лен обнаружил заброшенную телестудию, оснащенную видеооборудованием, и сотни утраченных видеозаписей и бобин с пленкой. Он организовал отдел по оцифровке, чтобы сохранить записи; при помощи старого видеооборудования Лен вернул к жизни 500 часов записей и перемонтировал их в короткометражные фильмы. Изначально эти видео демонстрировались по телевизору в самом Департаменте для десяти тысяч его сотрудников с целью показать им их собственную историю, которую прежде никто не видел. В этом видеоколлаже, охватывающем более ста лет, запечатлена работа крупнейшего в мире Департамента санитарного надзора. 

IMG_9277.jpg

Глюкля Наталья Першина-Якиманская (Россия/Нидерланды)
Санаторий для швей

Для реализации этой идеи Глюкля вместе с киргизскими кураторами и художниками выехала на пикник в окрестности Бишкека, где спросила участников о том, чем бы они хотели заняться, если бы у них было неограниченное количество свободного времени. Вместе они собрались в магический круг и получили то, что невозможно постичь, находясь вне его. После этого, используя художественные приемы, фантазию и помощь швеи из Алтын Казыка, Глюкля сделала из отходов несколько предметов и видеосюжет, отражающий эту волшебную встречу.

 

Глюкля (Наталья Першина-Якиманская) считается одной из пионерок постсоветского феминистского перформанса. Ее творчество - поиск способов рассказать о травмирующих расколах в обществе и о том, как они влияют на жизнь людей. Конфликты между политическими режимами и внутренним миром людей рассматриваются в рисунках, перформансах в сотрудничестве с различными группами, в том числе с мигрантами, инсталляциях и, не в последнюю очередь, в том, что она называет "утопической одеждой".

 

В 2015 году ее инсталляция «Одежда для демонстрации против фальсификационных выборов Владимира Путина 2011–2015» была впервые показана на Венецианской биеннале, где куратором бл Окуи Энвезор. Инсталляция до сих пор путешествует по миру (последний раз была выставлена в рамках «Глюксман, модный показ, Glucksman, Fashion Show 2022», ближайшая выставка –«Упорные бунтари», 2023, Хелмонд / Нидерланды)  

 

В прошлом Глюкля работала с «Фабрикой найденных одежд», созданной совместно с художницей Цаплей (1992-2012). С 2022 г. – координаторка и участница коллектива “Что делать?” – группы художников, писателей, философов и активистов, недавно эмигрировавших в Германию, США и Великобританию.

IMG_9314.jpg

Антон Польский / Мейк (Германия)

Загрязнение Бишкека

Настольная игра

Текущая художественная и исследовательская практика Мейка связана с настольными играми. В Бишкеке он будет использовать дизайн настольных игр для проведения художественного исследования загрязнения окружающей среды в регионе и организует игровые тесты прототипа игры в общественных пространствах, чтобы собрать отзывы относительно механики игры и темы мусора. Финальная версия игры будет представлена в виде партисипативной инсталляции, а затем использована в качестве образовательного инструмента

 

Антон Польский / MAKE, — уличный художник, исследователь, урбанист и геймдизайнер. С конца 1990-х занимается искусством в городской среде, автор публикаций о стрит-арте, городском активизме и самодельном урбанизме. В последние годы работает на стыке художественного исследования, образования и гейм-дизайна, создавая исследовательские образовательные настольные игры. Многократный участник фестиваля "Арт Проспект", со-основатель выставки-фестиваля Партизанинг, который проходил в Бишкеке в 2014 году. В настоящий момент живёт со своей семьёй в Берлине, где работает над диссертацией о периферийном уличном искусстве в Восточной Европе

IMG_9308.jpg

Мишико Сулакаури (Грузия) 

Черная метка

Принты, видео

Общественный транспорт - один из основных источников загрязнения воздуха в Бишкеке. Городские власти уклоняются от принятия нормативных актов по качеству топлива и замене устаревшего транспорта. Проблема при этом остается нерешенной, а качество воздуха - одним из худших в мире. В первой части работы художник помогает транспорту проявить свои эмоции и переводит их в монохромные образы, которые отражают небо и атмосферу Бишкека. Во второй части работы художник аккуратно складывает собранные загрязнения в конверт и отправляет черную метку мэру Бишкека.

*Черная метка фигурирует в книге Роберта Льюиса Стивенсона “Остров сокровищ”. В романе пираты высылают черную метку (листок бумаги с нарисованном на нем сажей черным пятном) в качестве предупреждения тому, кого считают в чем-то виновным.

Мишико Сулакаури – междисциплинарный художник, живет и работает в Тбилиси (Грузия). В своих работах он анализирует острые проблемы, выходящие за рамки отдельных историй и границ, изучает расстановку сил, критические социальные и экологические ситуации. Творчество Сулакаури ставит под сомнение системы потребления, производства и человеческого взаимодействия, приводимые в движение и базирующиеся на авто-этнографии. Художник – один из основателей арт-группы “ცრუ/false” (“ложный) (2017), которая создает произведения искусства в самом центре города, исследуя то, как грузинская типографическая традиция и культура наслаиваются друг на друга во времени. 

Снимок экрана 2023-09-25 в 14.18.42.png

Сауле Сулейманова (Казахстан)

Триптих One Steppe Forward

Пластиковые пакеты на полиэтилене, 2019

Данная работа основана на опыте участия художницы в Qazaq Koktemi – серии мирных протестов в казахстанском гражданском обществе весной 2019 года. Тогда тысячи казахстанцев протестовали против фальсификации президентских выборов, незаконного переименования столицы страны и других тревожных политических событий. Произведение отражает динамику казахстанского протеста: его лица, тела и цвета. Форма триптиха не случайна. С одной стороны, показывая зажатую и хаотичную толпу посреди мирной степи, Сауле стремится продемонстрировать неорганичность и ограниченность пространства, в котором оказались заключены люди. С другой стороны, художница хочет показать, что в степи - неотъемлемой части казахского менталитета - протест, как гражданская активность, может вновь обрести новые экзистенциальные черты.

 

Как и многие работы, созданные Сауле в последние годы, триптих сделан из пластиковых пакетов. С 2014 года пластик постепенно становится квинтэссенцией жизненного и художественного опыта художницы. Пластик, из которого она создает свои работы, поступает к ней от людей из разных стран, это люди с непохожим прошлым и самыми разнообразными историями. Используя пластик, художница перерабатывает не только материальные артефакты, но и различные социальные и культурные представления о жизненном цикле. Данная работа посвящена основным гражданским правам или их отсутствию. Она связывает гражданское движение в Казахстане с тем, что происходит во многих частях мира, в частности, в Кыргызстане, Гонконге, России, Турции, Франции и т.д. Через свою работу Сауле выражает глубокое чувство сопричастности к протестующим по всему миру, и, в конечном итоге, это произведение следует рассматривать как воплощение смешения кровей и культур, неразрывной связи политического и экологического активизма с художественной практикой.

PHOTO-2023-07-28-11-34-56 3.jpg

Гамал Соронкулов, Суйдумбек Калмурзаев, Владислав Ушаков & Искендер Алиев (Кыргызстан)
Кристальная история
Фото- и видео-серия

Фотосерия и документальный фильм рассказывают историю неутилизированных десятков тонн опасных отходов на базе Кремниевого завода в Ташкумыре, которые ежесекундно несут высокую опасность экологической катастрофы для всего региона.  На бывшем советском высокотехнологичном Таш-Кумырском  заводе  полупроводниковых материалов,на базе которого  25 августа  1995  года было создано ГАО «Кристалл»,  выпускалась  полупроводниковая продукция. 

В настоящее время завод - частная собственность и там скопились ранее  используемые в производстве летучие ядовитые вещества, которые разъедают ржавые цистерны, арматура и бетон становятся хрупкими из-за их утечки  и в любой момент могут привести к техногенной катастрофе, которая затронет Таш-Кумыр и  территорию по руслу реки Нарын, на юго-восток. 

 

Проект реализован командой общественного фонда «ЭкоМиР» («Экологический Мониторинг и Расследования») при финансовой поддержке «Internews в Кыргызстане» в рамках проекта TRACK: Гамалом Соронкуловым, Владиславом Ушаковым, Бермет Борубаевой, Ярославом Тартыковым. 

Идея: Суйдумбек Калмурзаев, Гамал Соронкулов

Фото: Ушаков Владислав 

Видео: Искендер Алиев

Архивное исследование: Бермет Борубаева

Фактчекинг: Ярослав Тартыков

Перевод: Назгуль Абдыразакова

Снимок экрана 2023-09-20 в 17.44.40.png

Диана Ухина (Кыргызстан)
Э
кология сознания: Апсайклин

Публичная программа 

10—19 октября, 2023

Программа

Все живое, все меняется и в каждой точке изменений мы влияем на течение дальше. Первое, с чего начинается экологичность и гармонизация – это исцеление отношений с собой (внутренняя экология), которое выливается во взаимодействие с той реальностью, которую мы строим, так как все есть продолжение нас.

 

Пространство публичной программы “Экология сознания: апсайклинг” в рамках фестиваля “Осмысляя историю загрязнений: Арт Проспект & Трэш-5” фокусирует внимание на возможные способы созидания, творчества и потребления. Что если можно создавать из того, что уже есть, не входя в новый цикл производства объектов? Как перестроить себя и создавать смыслы, места творчества и коммуникации через пересборку имеющегося? 

 

Так, пространство публичной программы создается из того, что уже есть – материалы предыдущих выставок и проектов Бишкекской школы современного искусства (БиШСИ) и творческой мастерской Синергия; функционально-творческие объекты из текстильных отходов; предметы декоративно-прикладного искусства и элементы интерьера, собранные у подруг и друзей. Все события программы также собираются из того, что уже создано, рождается в процессе (видео, публикации, ручной коллаж, крафтивизм) или не требуют никакого нового предметного производства – дыхание и расслабление, обмен мыслями, пересборка смыслов, чтение, совместное чаепитие.

 

Экология сознания, экология отношений и действий, экология тела – это мы будем чувствовать, проживать, осознавать в рамках публичного пространства.


Пространство создается трудом и творчеством Бермет Борубаевой, Аймээрим Турсалиевой, Чынаркуль Жусупкелдиевой, Адель Исмаилхановой, Алимы Токмергеновой, Сыйнат Жолдошевой, Дианы Ухиной, Талгата Берикова, работами неизвестных мастериц, а также привлеченными волонтерами.

2017_Diana-Ukhina_photo-scaled.jpg
Фотограф — Эрмек Жениш 
bottom of page