Эллен Харви (США)
Телепортация мусора
Искусство и мусор. И то, и другое – продукты деятельности человечества. Об обоих можно сказать, что определяющей чертой для них является отсутствие полезности. Тем не менее, искусство любят, им восхищаются, а мусор служит объектом порицания. Близость к первому означает статус, близость же ко второму, как правило, свидетельствует об обратном.
Проект «Телепортация мусора» символически связывает два совершенно разных пространства: Алтын-Казык - неформальное поселение, расположенное рядом с проблемной свалкой Бишкека, и Дубовый парк - прекрасный парк со статуями в центре Бишкека. Проект символически "телепортирует" мусор в Дубовый парк, а статуи Дубового парка - в Алтын-Казык. Харви написала «портреты» нескольких статуй Дубового парка в ухоженном ботаническом окружении по фотографиям из Интернета. Затем эти полотна были превращены в красочные знаки овальной формы, установленные затем в Алтын-Казыке, чтобы обогатить этот район художественными и природными ресурсами городского центра. Для Дубового парка Харви нарисовала те же статуи в технике гризайль, но на этот раз – окруженными мусором из Бишкека и родного города художницы, Нью-Йорка, напоминая посетителям об экологических последствиях нашего современного образа жизни.
В проект также вошла серия коротких видео для соцсетей, которые переносят зрителя из одного места в другое и обратно. В качестве музыкального сопровождения были использованы фрагменты живого выступления музыкантов из США, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в театре «Ильхом» в Ташкенте в рамках проекта Playing Together («Играя вместе») 11 октября 2016 года – это событие стало кульминацией двухгодичного обмена, происходившего при поддержке Бюро по делам Южной и Центральной Азии Государственного департамента США и организованного C.E.C. ArtsLink и узбекским ансамблем Omnibus.
Эллен Харви - художница-концептуалист британского происхождения, ее работы варьируются от партизанских уличных интервенций до иммерсивных институциональных инсталляций и масштабных произведений в жанре паблик-арт. Основой для ее работ служит живопись, но художница использует широкий спектр медиа и партисипативных стратегий для исследования наших отношений с окружающим миром.
Харви много выставлялась в США и за рубежом, в том числе в рамках Биеннале музея Уитни 2008 года. Персональные музейные выставки проходили в Фонде Барнса (Филадельфия), Музее Грёнинге (Бельгия), Галерее искусств Коркорана (Вашингтон), Музее искусств Басса (Майами-Бич), Центре современного искусства (Польша), Пенсильванской академии (Филадельфия) и Музее Уитни в Алтрии (Нью-Йорк). Ее текущий проект "Разочарованный турист", в рамках которого она рисует затерянные места, предложенные представителями общественности, стал центральным элементом передвижной ретроспективы, которая в течение последних трех лет выставлялась в галерее Батлера (Ирландия), Центре современного искусства Лазни (Польша), Музее современного искусства Зальцбурга (Австрия) и галерее Turner Contemporary (Великобритания). Эллен Харви - выпускница Программы независимого обучения Уитни, Йельской школы права и Гарвардского колледжа, она училась в Берлинской высшей школе искусств в Германии. Харви – лауреат многочисленных премий, в том числе Смитсоновской стипендии для художников-исследователей, премии Вивины Деместер за произведения в жанре паблик-арт, выполненные на заказ, и стипендии Фонда Джона Саймона Гуггенхайма. Ее работы представлены в многочисленных музейных коллекциях, в том числе в Музее американского искусства Уитни. Она является автором недавно перезапущенного "Проекта благоустройства Нью-Йорка", а ее работы стали предметом четырех монографий. Ее представляют галерея Locks, Филадельфия, и Meessen De Clercq, Брюссель.
Фотограф — Эрмек Жениш